В Доме-музее П. И. Чайковского открылась выставка «Итальянское каприччио»
| 18.10.2011, 08:38 |
15 октября в Доме-музее П. И. Чайковского состоялось открытие выставки «Итальянское каприччио».
Италия занимает особое место в жизни и творчестве
Чайковского. Композитора, как и многих его современников, Италия
привлекала своими живописными пейзажами, памятниками архитектуры,
произведениями великих художников и скульпторов, а также тем, что Италия
была родиной, практически всех музыкальных жанров, в том числе и оперы.
Но с 1877 года Италия стала для Чайковского страной, где он вновь
вернулся к творчеству, испытав свое личное и творческое
возрождение. Той поры Италия для композитора стала местом рождения
многих его абсолютных шедевров.
На выставке представлена Италия Чайковского, какой он ее видел и любил,
сохраняя ее образы не только в своем сердце, но и фотографиях, собранных
в отдельный альбом , который он назвал «Сан-Ремо». В нем все наиболее
полюбившиеся виды страны, ее городов, памятников искусства.
Как рассказала нам главный хранитель дома-музея П. И. Чайковского Полина
Вайдман, выставка названа «Итальянское каприччио» потому, что
одноименное произведение было написано великим композитором под
впечатлением его поездки в Италию. «В этом оркестровом каприччио
использованы разнообразные народные напевы и ритмы, благодаря которым
создается красочная картина веселого итальянского карнавала».
Полина Ефимовна отметила, что Флоренция для Чаковского – это город Данте
и Микеланджело, двух самых почитаемых кумиров композитора.
В центре зала посетителей поражает инсталляция из личных вещей
композитора на фоне увеличенных фотографий пансионата Жоли в Сан-Ремо,
сохранившихся в альбоме. В этой комнате в 1878 году были завершены опера
«Евгений Онегин» и Симфония №4.
Одна из ведущих итальянских тем в творчестве Чайковского – это тема
«Божественной комедии» Данте и ее пятой песни ада с сюжетом о судьбе
Франчески и ее возлюбленного Паоло. В 1876 году композитор написал
симфоническую фантазию «Франческа да Рамини», а потом всю жизнь
многократно пытался писать оперу на этот сюжет. На выставке представлен
эскиз декораций и костюмы к балету «Франческа да Рамини», поставленному
на музыку Чаковского в Московском Музыкальном театре имени н. а. К. С.
Станиславского.
Многие страницы жизни Чайковского в Италии и само его итальянское
возрождение 1878 года связаны с Н. Ф. фон Мекк, которая также много жила
в этой стране и любила ее. На выставке можно увидеть римские фотографии
ее семьи и музыкантов, которые находились вместе с ней в Риме – среди
них и молодой композитор Дебюсси. Представлены также работы Чайковского в
качестве переводчика с итальянского языка итальянских арий Глинки и
либретто оперы Моцарта «Свадьба Фигаро».
Как самостоятельный раздел выставки – книги и ноты из личной
библиотеки Чайковского: произведения итальянских композиторов, поэтов,
многочисленные путеводители по Италии.
Заключительный раздел выставки посвящен музыке Чайковского в Италии в XX
веке. Уникальные афиши, программы, фотографии представляют исполнение
опер и балетов Чайковского на главных сценах Италии выдающимися
мастерами отечественного и мирового искусства: А. Тосканини и Р.
Нуриева, В. Федосеева и под его управлением Большого симфонического
оркестра имени П. И. Чайковского, оркестра театра Ла Скала, Римской
Оперы, гастроли Большого театра России в Милане. Особый сюжет –
посещение коллективом театра Ла Скала музея Чайковского в Клину.
Выставлено также и раритетное итальянское издание книги о Чайковском,
вышедшее в 1943 году, в разгар Второй мировой войны. Эта уникальная
книга была недавно приобретена в Италии дирижером Владимиром Федосеевым и
подарена им музею в мае 2011 года.
После выставки гости могли насладиться концертом «Венецианский карнавал»
ансамбля солистов Клавир-трио «Элегия». В программе приняли участие
лауреаты международных конкурсов - Владимир Никонов (скрипка), Олег
Бугаев (виолончель), Ирина Никонова (фортепиано).
Евгения Дума
|
|
Источник: nedelka-klin.ru | Категория: Клинский
|
|
|