При поддержке Министерства культуры МО и Творческого Союза художников России в Центральном выставочном зале города Коломны открылась выставка «Россия православная».
Проект Союза художников Подмосковья реализуется уже третий год подряд. По традиции это мероприятие проводится после Пасхи. Идея стартовала в г. Клину в 2009 году. Эстафету принял г. Долгопрудный в 2010-ом, и вот теперь - Коломна. География участников велика. Щёлково, Фрязино, Балашиха, Сергиев - Посад, Мытищи, Лыткарино, Люберцы, Пушкино, Клин, Солнечногорск, Долгопрудный, Дубна, Электросталь, Ногинск, Троицк. Более ста художников представили свои произведения на суд зрителя.
О духовности можно говорить по-разному. Впрямую, иносказательно, посредством Символов или обращаясь к сюжетам истории христианства. Тематическая палитра выставки многообразна.
Внутреннее ощущение России неразрывно связано с природой. Отсюда - осмысление этой темы через пейзаж. Лирика пейзажа, столь свойственная русской реалистической школе, в полной мере способна отражать глубину восприятия религиозно - духовного начала.
Кто-то решает для себя вопросы тайного общения с вечным через канонические образы. Почему тяга к ним до сих пор столь велика? Художественный мир иконы - это лежащее в её основе слово - Евангелие, Библия. И эта «память человечества», имеющая строгую иконографию, даёт художнику уникальную возможность соприкоснуться с первоистоком, с началом начал.
Но есть в рамках этого выставочного пространства и диаметрально противоположный взгляд на христианскую проблематику - из 21 века. Взгляд, исполненный символизма, глубоких метафор и философских обобщений.
Ещё один художественный пласт - христианская история в живописи. Художник, обращаясь к определённому моменту жизни Спасителя, отмечает, таким образом, некую веху своего собственного пути.
Ещё один подход к раскрытию темы православия - Храм. Его изображение - пожалуй, один из самых частых сюжетов, и не только в рамках этой выставки. Храм - это гармония. Гармония не просто формы, но содержания. Символика архитектуры и декоративного убранства храма - это, прежде всего, представление о мироздании. Для человека оно всегда имеет внутреннюю гармонию и завершённость.
Таким образом, теми или иными путями, художник приходит к осознанию своего места в жизни, в искусстве, своего предназначения, наконец. И творчество здесь играет не последнюю роль. Работа художника - лакмусовая бумажка его человеческой сути. Чистота помысла, всегда и во всём - залог обретения Пути.
Ирина Седова Искусствовед,
член «Союза художников Подмосковья»