Экспедиция Брест-Певек продолжается. Напомним - группа
журналистов решила пересечь территорию бывшего СССР от границы с Европой
до Дальнего Востока. Три экипажа на серийных Mazda BT-50 отправились из
Бреста, Белоруссия, на самый восток России – город Певек, Чукотский
край. Общая протяженность маршрута составит 14 000 км, проехать которые
предстоит на обычных пикапах Mazda BT-50, обутых в обычную резину, не
оснащенных никаким специальным оборудованием.
День четыре: Киров – Екатеринбург
На короткой вечерней планерке в гостинице Кирова постановили: встаем в
9-00 и едем до Екатеринбурга. А то проезжать в день пижонские 500 км
там, где и тысячу разменять не проблема, как-то совсем неправильно. Пора
ускоряться.
Почти 900 км по дорогам вместе с фурами, милицией и редкими
остановками у придорожных заведений - отличный момент для того, что бы
подумать о каких-то более глобальных, нежели предстоящие в стране
выборы, вещах.
"Эх, широка Россия-Матушка!" - непременно воскликнул бы какой-нибудь
классик, окажись он сейчас на моем пассажирском месте в экспедиционной
машине Mazda BT-50, уверенным ходом продвигающейся на Восток. Где-то в
заключительной трети нашей экспедиции "Брест - Певек" дороги обещают
закончиться. Многочисленные удивленные фразы: "Так там дорог нет
совсем!", неоднократно произнесенные моими друзьями, которым я
рассказывал о предстоящем путешествии, не являются плодом невежества.
Даже всевидящее око Гугла умиляется от попытки проложить маршрут в тех
местах. И тем не менее, мы едем не в какой-то заповедник или
рекреационную зону: на нашем севере течет обычная жизнь. Ну, может, не
совсем обычная: отсутствие привычных средств коммуникации и нормальных
(хотя бы по российским меркам) дорог отдаляют этот регион на какую-то
сложно осознаваемую дистанцию, измеряемую временами года, условиями
навигации и летной погодой. Возможно такое в каком-то другом месте? Я не
знаю, ибо еще не успел побывать везде. Зато мне известно, что если мы
доберемся-таки до финальной точки маршрута в Певеке, то наши Mazda
BT-50, смогут вернуться назад только осенью и уже морским путем. И то,
если повезет.
День пять: Екатеринбург – Ишим
На ставшей уже традиционной вечерней сходке решили следующим днем
добраться до Омска. Менее 1000 км пути - вполне себе вменяемое
расстояние для опытных водителей, к коим мы себя скромно причисляем.
Однако нашим планам осуществиться полностью было не суждено.
Бывает так - начинается все с какой-нибудь мелочи и понеслось: весь
день насмарку. Сперва позавтракать по-человечески не удалось - сырники в
придорожной гостинице, удивившей нас низким ценником за ночлег и
отличной звукопроводимостью номеров, оказались невкусными и вчерашними.
Потом, доверившись навигатору мы отправились в сторону Омска по
маршруту, пролегавшему через территорию дружественного, но все же
иностранного государства Казахстан. Хорошо, что обнаружили этот косяк
всего через 50 км, когда развернуться было еще не поздно.
Обед в Тюмени не предвещал ничего криминального, однако дух "дня
неудачника" явно считал иначе, подставляя подножку оператору Валерию
Петровичу, когда тот с большой камерой выбирался из сугроба. Итог -
грязная одежда и сломанная камера. А тут еще и персонал сетевого пункта
питания оказался совсем нерасторопным: на обед было потрачено почти два
часа светлого времени суток и какое-то совсем не по-экспедиционному
большое количество денег. Но деньги - бумага, а время уже не купить и мы
нехотя перебиваем конечный пункт маршрута с Омска на Ишим, который на
300 км ближе.
День 6: Ишим - Новосибирск
Не добравшись накануне до Омска, с утра решили поставить планку
повыше и приехать в Новосибирск уже этой ночью. Расстояние - чуть более
1000 км, однако смена часовых поясов (Екатеринбург и Ишим - плюс два
часа к московскому времяисчислению) плохо сочетается с продолжительным
сном... В Новосибирске нас ждет еще "плюс час" времени и последующие
1300 км до Красноярска, где автомобили Mazda BT-50 должны пройти первую в
своей автомобильной жизни смену масла. По заводскому регламенту данная
операция на этих дизельных пикапах проводится каждые 10 000 км, но в
нашем случае гораздо дальновиднее будет обслужиться чуть раньше, нежели
делать это позже своими силами в условиях жестокого мороза.
Город Ишим, в котором мы провели ночь и утро, оказался самой что ни
на есть «глубинкой» с крашеной масляной краской гостиницей "Ишим",
удивившей нас «совковым» сервисом и вполне капиталистической ценой (3300
рублей за номер, где после 12 ночи отключают горячую воду),
«евромойкой» для автомобилей и зоной строгого режима. Смешно - ишимские
заключенные занимаются пошивом всякого рода спецодежды и аксессуаров,
среди которых помимо дождевиков, матрасов и варежек есть кепки,
подозрительно похожие на головные уборы инспекторов ДПС и погоны к
милицейской форме. Продукция спецучереждения - в свободной продаже на
витрине небольшой лавки, пристроенной к охраняемому периметру.
Погода слегка наладилась в том смысле, что стало чуть холоднее и
гораздо чище. Плюс этим утром нас впервые провожал не снег, а солнце,
залившее ишимские улицы. Да и сама дорога стала стабильно сносной без
каких-то "убитых" участков. К вечеру стало еще прохладнее, и на дороге
появилось большое количество льда. Так что пришлось включать полный
привод и двигаться более аккуратно, рассчитывая на цепкость шипов
покрышек Cordiant Polar.
День 7: Новосибирск – Красноярск
Кажется, и я уже стал теряться в календаре. Конечно, у нас есть план
путешествия, но на деле он оказывается настолько размытым, что даже с
утра нельзя понять, где мы окажемся вечером. Покинув Новосибирск, было
решено максимально эффективно двигаться в сторону Красноярска. По пути
вводная из Москвы: «Надо посетить Томск – там красиво». Делаем
корректировки в навигационных системах, и наш путь увеличивается на 100 с
небольшим километров. По большому счету – ерунда, но по времени выходит
«плюс» в несколько часов.
Сопоставлять города, нарисованные на карте, приклеенной на капот
машин, и наш реальный маршрут – бесполезно. На данный момент совпадений
совсем немного, но направление четко на восток: вечером мы движемся в
сторону полной луны, а солнце провожает нас яркими оранжевыми лучами в
зеркала заднего вида. После того, как объедем Байкал и немного сменим
состав участников экспедиции – двинемся на север.
Скоро экватор путешествия, и нашим следующим пунктом должен стать
Тулун, в котором мы переночуем и доберемся до Иркутска. Сейчас –
Красноярск, где мы меняем масло в двигателях и проводим легкое ТО: на
одном из автомобилей стало «бить» колесо. День отдыха в отличном местном
«SKY отель», прощание с «червонцем» на мосту через Енисей (именно
красноярские пейзажи изображены на бумажной купюре достоинством в 10
рублей, которая сейчас уходит из оборота) и вечерний поход в местный
кинотеатр, ознаменовавший собой окончание первой недели нашего
путешествия и, одновременно, окончание самой «простой» части экспедиции
Брест – Певек 2011.
День 8: Красноярск – Тайшет
После почти свободного дня в Красноярске, освежив новым маслом
дизельные 2,5-литровые 146-сильные моторы наших Mazda BT-50, оснастив их
зимним вариантом дворников, мы рассчитывали если и не добраться разом
до Иркутска (около 1000 км), то хотя бы добежать до города Тулун,
преодолев самый неприятный участок "добайкальской" части экспедиции.
По ходу движения утренний план пришлось поменять: из-за некоей после
дня отдыха темп движения несколько упал, а населенный пункт под
названием Тайшет мы не имели права проехать в сумерках, не отсняв
необходимый видеоматериал. Поэтому ближе к вечеру, преодолев всего 400
км, мы запарковали машины на парковке у железнодорожного вокзала
Тайшета, города, где берет свое начало знаменитый БАМ.
Все мы все ждали резкого ухудшения состояния дороги после Канска:
чуть меньше года назад я принимал участие в автопробеге по этим местам и
помню, как "самое веселое" начиналось почти сразу после выезда из этого
военного городка. А сейчас ровная дорога со столбиками, разметкой и
полным отсутствием атрибутов недавно законченных дорожных работ. Никак,
эхо волшебства Желтой Калины докатилось и до этого места? Однако на
самом деле все не так уж и чудесно: вновь построенная дорога хоть и
ровная, но ширина ее - две полосы, разделительного рельса нет, что никак
не способствует безопасности и пропускной способности этой архиважной
транспортной магистрали. Да и вообще, в 21-м веке строительство таких
дорог уместно разве что в деревнях. И оправдания в стиле "ну хоть так"
или "лучше, чем ничего" здесь совсем неуместны.
День 9: Тайшет – Иркутск
Именно в Тайшете «официально» берет свое начало Байкало-Амурская
Магистраль, на строительство которой в 1974 году Советский Союз бросил
колоссальные средства и силы. Сегодня БАМ - не только действующая
транспортная артерия (пусть и не достроенная до конца), но и самая
настоящая легенда, говорить о которой можно бесконечно долго. Местные
указали нам, где искать останки бараков, в которых жили приехавшие по
комсомольской путевке. Оказалось, что некоторые жилища Героев Соцтруда
не только сохранились, но и обитаемы! Не все смогли устроиться до
развала Союза и теперь влачат нищенское существование все в тех же
бараках на правах бездомных. Дровяная печь, с боями отвоеванное
электричество, деревянная лачуга и обида на новую страну, где им не
нашлось места. В то же самое время эти люди не протягивают руку для
милостыни или за стаканом, продолжая жить, по возможности работать и
изредка жаловаться заезжим туристам вроде нас...
Вскоре после Тайшета, когда мы вновь выбрались на федеральную трассу,
асфальт наконец-то стал местами заканчиваться. Правда, радости особой
нам это не принесло: дорога вполне проезжая, но очень грязная. К вечеру,
когда мы уже подъезжали к Иркутску и асфальт вновь приобрел
среднерусскую кондицию, на наших Mazda BT-50 / Мазда BT-50 уже не было видно ни номеров, ни логотипов партнеров экспедиции «Брест - Певек 2011».
День 10: Иркутск - Улан-Удэ
В Иркутске я был относительно недавно, но сейчас и тогда, весной 2010
года, как говорится, - две большие разницы. Тогда этот город был
финишной точкой маршрута, а сейчас здесь все, фактически, только
начинается. Дорога средней степени разбитости выводит из города, и мы
попадаем в одно из самых магических мест на Земле - побережью озера
Байкал. Горы, разноцветные даже зимой леса, огромные массы кристально
чистого льда и энергия, от которой искрится воздух.
Удивительным образом дорога после пересечения границы между Иркутской
областью и Бурятией внезапно улучшается. Появляется вменяемая разметка,
а ямы все чаще носят условный для наших Mazda BT-50 / Мазда BT-50
характер. Горы вокруг заставляют задуматься над вопросом, отчего у нас
так плохо с зимними горнолыжными курортами? Здесь что ни горка - то
потенциальная «зимняя сказка», плюс рядом Великий Байкал и невероятно
самобытная Бурятия - чем не туристический клондайк?
В Улан-Удэ мы прибыли уже почти ночью. Тем не менее, в столице
Бурятии нас встречали: с шарфами и молоком, как полагается. Друзья
Андрея Леонтьева из компании «Содружество ОМ» решили порадовать нас,
устроив такой теплый прием. Даже праздничный ужин был организован. И не в
каком-нибудь кафе, а дома у одной из активисток «содружества».
Традиционные «позы» ( не подумайте плохого, это традиционное бурятское
блюдо, наиболее близкое по идее к пельменям или мантам), байкальский
омуль, анекдоты советских времен и песни под гитару на бурятском языке -
полное погружение!
День 11: Улан-Удэ – Чита
Из гостеприимного города Улан-Удэ мы уезжать особенно не спешили и
задержались на день для съемок. Посмотреть тут есть чего, одна
гигантская голова Ленина в центре города чего стоит. В ней местные
жители и видят главную достопримечательность столицы Бурятии – Владимир
Ильич смотрит на туристов практически с каждого «магнитика на
холодильник». Впрочем, здесь же неподалеку расположен и Центр Буддизма
России – Иволгинский Дацан, в котором, помимо всего прочего обитает
знаменитый Лама Итигилов, настоящий феномен, увидеть которого (если очень захотеть) можно и в наши дни.
Так же здесь живет немало «семейских» - староверов, кривая истории
которых помотала по всей Евразии и в итоге привела в эти места во
времена Екатерины. Они до сих пор хранят традиции, придерживаются старых
канонов православной церкви и стараются держаться вместе. Мы посетили
деревню Десятниково, где местные жители рассказали нам о своей жизни и
даже показали семейные реликвии: первопечатные книги на старорусском,
чудом сохранившиеся до наших дней и родовой янтарь. Дело в том, что в
Сибири с янтарем, мягко говоря, не очень, а у семейств, следящих за
своими корнями, целые россыпи. Эти драгоценности – наследство истории
пришедшее вместе с «семейскими» издалека – из Прибалтики и Польши,
откуда предки этих людей отправились «поднимать» Байкал.
На повестке дня – Чита и визит в Петровск-Забайкальский, куда в свое
время декабристы добирались пешком и на повозках. Здесь есть даже музей
декабристов, однако настоящих вещей этих революционных людей совсем не
много, да и те почти все спрятаны в небольших кладовых музея. Зато
сотрудники с удовольствием устроят экскурс в историю и покажут, как
добраться до кладбища, на котором можно найти те самые могилы. Если
разговорить местных жителей, то они обязательно расскажут о том, что
работы как таковой нет, все плохо и то, что китайцы захватили здесь
«почти все». Местные жители занимаются парадоксальной вещью: разбирают
на металлолом закрытый металлургический завод. Те, кому металл тяжеловат
– рубят лес, который продают все тем же китайцам. Поверить словам
несложно: в унылом, по большому счету, интерьере Петровск-Забайкальского
мы нашли свежеоткрытый китайский ресторан, а в кавказской забегаловке, в
которой мы решились пообедать, встретили трех китайцев, с видом
знатоков и ценителей наворачивающих харчо с шашлыком.
Дорога, которая ближе к Чите из совсем разбитой превратилась во
вполне сносную (и, что немаловажно, пустынную), успела нас слегка
утомить: огромное количество «волн» на полотне, на мостах и не только.
Увидеть вовремя эти трамплины удается не всегда. Так что раскачивало
наши Mazda BT-50 весьма сильно, таковы уж особенности читинских дорог и
рессорной подвески нашего рамного пикапа. Впрочем, уныния нет – лишь
спина местами устала от периодических прыжков (разве что без отрыва всех
четырех колес). В любом случае, дальше ждем только худшего и если
окажемся неправы – то будем очень приятно удивлены.
День 12: Чита - Сковородино
Отъехав от Читы на 50-70 км понимаем, что плохая дорога кончилась
совсем. В том смысле, что под колесами наших брутальных вездеходов
оказался практически идеального качества асфальт. Опять же, не по две
полосы в одну сторону и без разделяющих потоки барьеров, но размеченная,
с чередующимися зонами для обгонов, водостоками, столбиками и рельсами
безопасности по обочинам. Да-да, именно здесь Lada Kalina канареечного
цвета вошла в историю как «Желтая Калина».
Ну а если серьезно, то неожиданно хорошая, а главное пустая дорога
без полицейских засад (ни единой машины с красно-синими мигалками нам
даже навстречу не попалось), подарила нам массу удовольствия и мы, успев
позаниматься видеосъемками, приехали в Сковородино еще засветло.
А по пути мы наткнулись на довольно странное место. Отсыпанный
отворот от дороги, уходящий ввысь метров на 20, видимо выполняет некую
техническую задачу. На вершине - деревянный крест, а у подножья этой
искусственной горки - груда камней и табличка, велящая поклониться
Господу, отнеся камень к этому кресту. Очень просто и очень цепляет.
Текст и фото Дмитрий Макаров