, Гость · RSS
В Московском регионе 11.12.2024, 18:53





Главная » 2011 » Март » 30 » Экспедиция "Брест-Певек". Продолжение
02:44
Экспедиция "Брест-Певек". Продолжение

Экспедиция Брест-Певек продолжается. Напомним - группа журналистов решила пересечь территорию бывшего СССР от границы с Европой до Дальнего Востока. Три экипажа на серийных Mazda BT-50 отправились из Бреста, Белоруссия, на самый восток России – город Певек, Чукотский край. Общая протяженность маршрута составит 14 000 км, проехать которые предстоит на обычных пикапах Mazda BT-50, обутых в обычную резину, не оснащенных никаким специальным оборудованием.

Увеличить

День четыре: Киров – Екатеринбург

На короткой вечерней планерке в гостинице Кирова постановили: встаем в 9-00 и едем до Екатеринбурга. А то проезжать в день пижонские 500 км там, где и тысячу разменять не проблема, как-то совсем неправильно. Пора ускоряться.

Увеличить

Почти 900 км по дорогам вместе с фурами, милицией и редкими остановками у придорожных заведений - отличный момент для того, что бы подумать о каких-то более глобальных, нежели предстоящие в стране выборы, вещах.

Увеличить

"Эх, широка Россия-Матушка!" - непременно воскликнул бы какой-нибудь классик, окажись он сейчас на моем пассажирском месте в экспедиционной машине Mazda BT-50, уверенным ходом продвигающейся на Восток. Где-то в заключительной трети нашей экспедиции "Брест - Певек" дороги обещают закончиться. Многочисленные удивленные фразы: "Так там дорог нет совсем!", неоднократно произнесенные моими друзьями, которым я рассказывал о предстоящем путешествии, не являются плодом невежества. Даже всевидящее око Гугла умиляется от попытки проложить маршрут в тех местах. И тем не менее, мы едем не в какой-то заповедник или рекреационную зону: на нашем севере течет обычная жизнь. Ну, может, не совсем обычная: отсутствие привычных средств коммуникации и нормальных (хотя бы по российским меркам) дорог отдаляют этот регион на какую-то сложно осознаваемую дистанцию, измеряемую временами года, условиями навигации и летной погодой. Возможно такое в каком-то другом месте? Я не знаю, ибо еще не успел побывать везде. Зато мне известно, что если мы доберемся-таки до финальной точки маршрута в Певеке, то наши Mazda BT-50, смогут вернуться назад только осенью и уже морским путем. И то, если повезет.

День пять: Екатеринбург – Ишим

На ставшей уже традиционной вечерней сходке решили следующим днем добраться до Омска. Менее 1000 км пути - вполне себе вменяемое расстояние для опытных водителей, к коим мы себя скромно причисляем. Однако нашим планам осуществиться полностью было не суждено.

Увеличить

Бывает так - начинается все с какой-нибудь мелочи и понеслось: весь день насмарку. Сперва позавтракать по-человечески не удалось - сырники в придорожной гостинице, удивившей нас низким ценником за ночлег и отличной звукопроводимостью номеров, оказались невкусными и вчерашними. Потом, доверившись навигатору мы отправились в сторону Омска по маршруту, пролегавшему через территорию дружественного, но все же иностранного государства Казахстан. Хорошо, что обнаружили этот косяк всего через 50 км, когда развернуться было еще не поздно.

Увеличить

Обед в Тюмени не предвещал ничего криминального, однако дух "дня неудачника" явно считал иначе, подставляя подножку оператору Валерию Петровичу, когда тот с большой камерой выбирался из сугроба. Итог - грязная одежда и сломанная камера. А тут еще и персонал сетевого пункта питания оказался совсем нерасторопным: на обед было потрачено почти два часа светлого времени суток и какое-то совсем не по-экспедиционному большое количество денег. Но деньги - бумага, а время уже не купить и мы нехотя перебиваем конечный пункт маршрута с Омска на Ишим, который на 300 км ближе.

День 6: Ишим - Новосибирск 

Не добравшись накануне до Омска, с утра решили поставить планку повыше и приехать в Новосибирск уже этой ночью. Расстояние - чуть более 1000 км, однако смена часовых поясов (Екатеринбург и Ишим - плюс два часа к московскому времяисчислению) плохо сочетается с продолжительным сном... В Новосибирске нас ждет еще "плюс час" времени и последующие 1300 км до Красноярска, где автомобили Mazda BT-50 должны пройти первую в своей автомобильной жизни смену масла. По заводскому регламенту данная операция на этих дизельных пикапах проводится каждые 10 000 км, но в нашем случае гораздо дальновиднее будет обслужиться чуть раньше, нежели делать это позже своими силами в условиях жестокого мороза. 

Увеличить

Город Ишим, в котором мы провели ночь и утро, оказался самой что ни на есть «глубинкой» с крашеной масляной краской гостиницей "Ишим", удивившей нас «совковым» сервисом и вполне капиталистической ценой (3300 рублей за номер, где после 12 ночи отключают горячую воду), «евромойкой» для автомобилей и зоной строгого режима. Смешно - ишимские заключенные занимаются пошивом всякого рода спецодежды и аксессуаров, среди которых помимо дождевиков, матрасов и варежек есть кепки, подозрительно похожие на головные уборы инспекторов ДПС и погоны к милицейской форме. Продукция спецучереждения - в свободной продаже на витрине небольшой лавки, пристроенной к охраняемому периметру. 

Увеличить

Погода слегка наладилась в том смысле, что стало чуть холоднее и гораздо чище. Плюс этим утром нас впервые провожал не снег, а солнце, залившее ишимские улицы. Да и сама дорога стала стабильно сносной без каких-то "убитых" участков. К вечеру стало еще прохладнее, и на дороге появилось большое количество льда. Так что пришлось включать полный привод и двигаться более аккуратно, рассчитывая на цепкость шипов покрышек Cordiant Polar.

Увеличить

День 7: Новосибирск – Красноярск

Кажется, и я уже стал теряться в календаре. Конечно, у нас есть план  путешествия, но на деле он оказывается настолько размытым, что даже с утра нельзя понять, где мы окажемся вечером. Покинув Новосибирск, было решено максимально эффективно двигаться в сторону Красноярска. По пути вводная из Москвы: «Надо посетить Томск – там красиво». Делаем корректировки в навигационных системах, и наш путь увеличивается на 100 с небольшим километров. По большому счету – ерунда, но по времени выходит «плюс» в несколько часов. 

Сопоставлять города, нарисованные на карте, приклеенной на капот машин, и наш реальный маршрут – бесполезно. На данный момент совпадений совсем немного, но направление четко на восток: вечером мы движемся в сторону полной луны, а солнце провожает нас яркими оранжевыми лучами в зеркала заднего вида. После того, как объедем Байкал и немного сменим состав участников экспедиции – двинемся на север.

Увеличить

Скоро экватор путешествия, и нашим следующим пунктом должен стать Тулун, в котором мы переночуем и доберемся до Иркутска. Сейчас – Красноярск, где мы меняем масло в двигателях и проводим легкое ТО: на одном из автомобилей стало «бить» колесо. День отдыха в отличном местном «SKY отель», прощание с «червонцем» на мосту через Енисей (именно красноярские пейзажи изображены на бумажной купюре достоинством в 10 рублей, которая сейчас уходит из оборота) и вечерний поход в местный кинотеатр, ознаменовавший собой окончание первой недели нашего путешествия и, одновременно, окончание самой «простой» части экспедиции Брест – Певек 2011. 

День 8: Красноярск – Тайшет

После почти свободного дня в Красноярске, освежив новым маслом дизельные 2,5-литровые 146-сильные моторы наших Mazda BT-50, оснастив их зимним вариантом дворников, мы рассчитывали если и не добраться разом до Иркутска (около 1000 км), то хотя бы добежать до города Тулун, преодолев самый неприятный участок "добайкальской" части экспедиции. 

Увеличить

По ходу движения утренний план пришлось поменять: из-за некоей после дня отдыха темп движения несколько упал, а населенный пункт под названием Тайшет мы не имели права проехать в сумерках, не отсняв необходимый видеоматериал. Поэтому ближе к вечеру, преодолев всего 400 км, мы запарковали машины на парковке у железнодорожного вокзала Тайшета, города, где берет свое начало знаменитый БАМ.

Увеличить

Все мы все ждали резкого ухудшения состояния дороги после Канска: чуть меньше года назад я принимал участие в автопробеге по этим местам и помню, как "самое веселое" начиналось почти сразу после выезда из этого военного городка. А сейчас ровная дорога со столбиками, разметкой и полным отсутствием атрибутов недавно законченных дорожных работ. Никак, эхо волшебства Желтой Калины докатилось и до этого места? Однако на самом деле все не так уж и чудесно: вновь построенная дорога хоть и ровная, но ширина ее - две полосы, разделительного рельса нет, что никак не способствует безопасности и пропускной способности этой архиважной транспортной магистрали. Да и вообще, в 21-м веке строительство таких дорог уместно разве что в деревнях. И оправдания в стиле "ну хоть так" или "лучше, чем ничего" здесь совсем неуместны.

День 9: Тайшет – Иркутск 

Именно в Тайшете «официально» берет свое начало Байкало-Амурская Магистраль, на строительство которой в 1974 году Советский Союз бросил колоссальные средства и силы. Сегодня БАМ - не только действующая транспортная артерия (пусть и не достроенная до конца), но и самая настоящая легенда, говорить о которой можно бесконечно долго. Местные указали нам, где искать останки бараков, в которых жили приехавшие по комсомольской путевке. Оказалось, что некоторые жилища Героев Соцтруда не только сохранились, но и обитаемы! Не все смогли устроиться до развала Союза и теперь влачат нищенское существование все в тех же бараках на правах бездомных. Дровяная печь, с боями отвоеванное электричество, деревянная лачуга и обида на новую страну, где им не нашлось места. В то же самое время эти люди не протягивают руку для милостыни или за стаканом, продолжая жить, по возможности работать и изредка жаловаться заезжим туристам вроде нас...

Увеличить

Вскоре после Тайшета, когда мы вновь выбрались на федеральную трассу, асфальт наконец-то стал местами заканчиваться. Правда, радости особой нам это не принесло: дорога вполне проезжая, но очень грязная. К вечеру, когда мы уже подъезжали к Иркутску и асфальт вновь приобрел среднерусскую кондицию, на наших Mazda BT-50 / Мазда BT-50 уже не было видно ни номеров, ни логотипов партнеров экспедиции «Брест - Певек 2011».

День 10: Иркутск - Улан-Удэ 

В Иркутске я был относительно недавно, но сейчас и тогда, весной 2010 года, как говорится, - две большие разницы. Тогда этот город был финишной точкой маршрута, а сейчас здесь все, фактически, только начинается. Дорога средней степени разбитости выводит из города, и мы попадаем в одно из самых магических мест на Земле - побережью озера Байкал. Горы, разноцветные даже зимой леса, огромные массы кристально чистого льда и энергия, от которой искрится воздух.

Увеличить

Удивительным образом дорога после пересечения границы между Иркутской областью и Бурятией внезапно улучшается. Появляется вменяемая разметка, а ямы все чаще носят условный для наших Mazda BT-50 / Мазда BT-50 характер. Горы вокруг заставляют задуматься над вопросом, отчего у нас так плохо с зимними горнолыжными курортами? Здесь что ни горка - то потенциальная «зимняя сказка», плюс рядом Великий Байкал и невероятно самобытная Бурятия - чем не туристический клондайк? 

Увеличить

В Улан-Удэ мы прибыли уже почти ночью. Тем не менее, в столице Бурятии нас встречали: с шарфами и молоком, как полагается. Друзья Андрея Леонтьева из компании «Содружество ОМ» решили порадовать нас, устроив такой теплый прием. Даже праздничный ужин был организован. И не в каком-нибудь кафе, а дома у одной из активисток «содружества». Традиционные «позы» ( не подумайте плохого, это традиционное бурятское блюдо, наиболее близкое по идее к пельменям или мантам), байкальский омуль, анекдоты советских времен и песни под гитару на бурятском языке - полное погружение!

День 11: Улан-Удэ – Чита 

Из гостеприимного города Улан-Удэ мы уезжать особенно не спешили и задержались на день для съемок. Посмотреть тут есть чего, одна гигантская голова Ленина в центре города чего стоит. В ней местные жители и видят главную достопримечательность столицы Бурятии – Владимир Ильич смотрит на туристов практически с каждого «магнитика на холодильник». Впрочем, здесь же неподалеку расположен и Центр Буддизма России – Иволгинский Дацан, в котором, помимо всего прочего обитает знаменитый Лама Итигилов, настоящий феномен, увидеть которого (если очень захотеть) можно и в наши дни.

Увеличить

Так же здесь живет немало «семейских» - староверов, кривая истории которых помотала по всей Евразии и в итоге привела в эти места во времена Екатерины. Они до сих пор хранят традиции, придерживаются старых канонов православной церкви и стараются держаться вместе. Мы посетили деревню Десятниково, где местные жители рассказали нам о своей жизни и даже показали семейные реликвии: первопечатные книги на старорусском, чудом сохранившиеся до наших дней и родовой янтарь. Дело в том, что в Сибири с янтарем, мягко говоря, не очень, а у семейств, следящих за своими корнями, целые россыпи. Эти драгоценности – наследство истории пришедшее вместе с «семейскими» издалека – из Прибалтики и Польши, откуда предки этих людей отправились «поднимать» Байкал.

Увеличить

На повестке дня – Чита и визит в Петровск-Забайкальский, куда в свое время декабристы добирались пешком и на повозках. Здесь есть даже музей декабристов, однако настоящих вещей этих революционных людей совсем не много, да и те почти все спрятаны в небольших кладовых музея. Зато сотрудники с удовольствием устроят экскурс в историю и покажут, как добраться до кладбища, на котором можно найти те самые могилы. Если разговорить местных жителей, то они обязательно расскажут о том, что работы как таковой нет, все плохо и то, что китайцы захватили здесь «почти все». Местные жители занимаются парадоксальной вещью: разбирают на металлолом закрытый металлургический завод. Те, кому металл тяжеловат – рубят лес, который продают все тем же китайцам. Поверить словам несложно: в унылом, по большому счету, интерьере Петровск-Забайкальского мы нашли свежеоткрытый китайский ресторан, а в кавказской забегаловке, в которой мы решились пообедать, встретили трех китайцев, с видом знатоков и ценителей наворачивающих харчо с шашлыком.

Увеличить

Дорога, которая ближе к Чите из совсем разбитой превратилась во вполне сносную (и, что немаловажно, пустынную), успела нас слегка утомить: огромное количество «волн» на полотне, на мостах и не только. Увидеть вовремя эти трамплины удается не всегда. Так что раскачивало наши Mazda BT-50 весьма сильно, таковы уж особенности читинских дорог и рессорной подвески нашего рамного пикапа. Впрочем, уныния нет – лишь спина местами устала от периодических прыжков (разве что без отрыва всех четырех колес). В любом случае, дальше ждем только худшего и если окажемся неправы – то будем очень приятно удивлены.

День 12: Чита - Сковородино 

Отъехав от Читы на 50-70 км понимаем, что плохая дорога кончилась совсем. В том смысле, что под колесами наших брутальных вездеходов оказался практически идеального качества асфальт. Опять же, не по две полосы в одну сторону и без разделяющих потоки барьеров, но размеченная, с чередующимися зонами для обгонов, водостоками, столбиками и рельсами безопасности по обочинам. Да-да, именно здесь Lada Kalina канареечного цвета вошла в историю как «Желтая Калина». 

Увеличить

Ну а если серьезно, то неожиданно хорошая, а главное пустая дорога без полицейских засад (ни единой машины с красно-синими мигалками нам даже навстречу не попалось), подарила нам массу удовольствия и мы, успев позаниматься видеосъемками, приехали в Сковородино еще засветло.

Увеличить

А по пути мы наткнулись на довольно странное место. Отсыпанный отворот от дороги, уходящий ввысь метров на 20, видимо выполняет некую техническую задачу. На вершине - деревянный крест, а у подножья этой искусственной горки - груда камней и табличка, велящая поклониться Господу, отнеся камень к этому кресту. Очень просто и очень цепляет. 

Текст и фото Дмитрий Макаров

Источник: Auto.mail.ru | Категория: Отдых | Теги: экспедиция Брест-Певек